живопись
У нас... в натурном классе ученики изучают рисунок и лепку, а не
колорит... на том основании, что лепилыцики, так называемые рисовальщики,
получают 1-й [номер]. Ну, не рутина ли это? Для чего рисовальный-то класс.
Там, не заботясь о красках, одним карандашом гораздо удобнее научиться
рисунку и лепке; ведь и жизнь учила так. Что из этого выходит. То, что
русская живопись не существует, что русские пишут грязно и черно.
Способный к колориту может быть сбит с него, если с него будут требовать в
продолжение пяти лет одной лепки и рисунка в красках, это можно доказать
на деле.
Из. записной книжки. Отдел рукописей
Третьяковской галлереи.
Я в живописи только колоритную сторону изучал, а рисунок у меня был не
строгий — всегда подчинялся колоритным задачам.
Павел Петрович Чистяков очень развивал меня. Я это еще и в Сибири
любил, а здесь он мне указал путь истинного колориста.
Из воспоминаний В. И. Сурикова. В записи М. Волошина. Отдел рукописей
Третьяковской галлерен.
Рисунок — дело рассуждения и пр. Живопись, цвета — дело чувств и умения
глядеть просто и списывать. Например -надо списать молитву. Вы своим
почерком спишете смысл и поймете. А живопись — краски требуют, что[бы] был
списан почерк точно; да при этом не рассуждением и умом искать цвета, а
красками, которые на палитре; одним словом, не писать, а списывать.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
303
Один реализм, основанный на умении глядеть и мазать, что видишь, ведет
к упадку.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Критика мазни есть медицинский целитель искусства.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Предметы существуют и кажутся глазу нашему: Кажущееся (призрак).
Законы, изучение (суть).
Что лучше? — Оба хороши, оба вместе. Почему суть одна у живописца не
удовлетворительна, по крайней мере, для настоящего глаза (особенно прошлое
— русское) ? Потому что, во-первых, претензия одолеть природу, заковать ее
в форму, отделать не даровито и не теми цветами, хотя и рисунок есть, но
не живой, не перспективный, и цвет есть, но топорно однообразный, — и
выходит в рисунке нет энергии, перспектива -однообразие, в цветах нет
разнообразия, переливов, переходов из одного цвета в другой. Претензия на
живое, а сила мертвая — не гениальная, да и
школы несовершенные. Почему
призрак один не достигает
цели? Потому что нет фундамента — знания и умения, одна кажущаяся
плесень неумелого мазилы.
Практика что? Надо сперва все изучить законно -хорошим приемом, а
затем все написать, как видишь. Вот лессировка-то и есть призрак, вот
почему великие мастера, когда оканчивали, лессировали с одного места, со
своего расстояния свободно как и что видели. Так можно обе стороны
использовать и удовлетворить старатель[но] и на всей свободе, основанной
на органах и характере каждого отдельного существа, человека-художника.
Из тетради с разными записями. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
...Вся нынешняя школа натуральная не есть высокая школа, искусства она
не разрешает и стоит в одном уровне с толпой. Гоняться за эффектом, за
тем, что не есть суть, а наносное — не высоко. Колорит не есть тот
поверхностный блеск красок, неразлучный со светотенью. Сущность колорита
состоит в умении угадать краски, из которых состоит данный цвет. Рафаэль,
по-моему, колорист (если принять в соображение сюжеты его).
24 Чистяков 3(19
Следует долго искать краски, из которых состой! предмет, и, нашедши их,
писать, не мазать, а рисовать и лепить. Во время лессировок нужно работать
во всю мочь, но начинать и тихо, осмотрительно. Ведь высокий сюжет эффекта
не выносит, а то, пожалуй, по-нынешнему Доменикино 28
не артист будет. Бросьте хлопню и мазню нынешнюю и творитз дело. Ну, если
эффект задан, тогда другое дело, да и то вопрос. В картине рисуйте все в
два тона окончательно, грубо п резко.
Из письма В. Е. Савинскому. [1885. Петербург].
Если языком считать 1, 2, 3, 5 и т. д., то в этэ же время нельзя
думать: 8, 12, 9 и т. д.; но можно, глядя «а цвет и пр., 0 думать о
следующем] и даже правильно. Что-то вроде телеграфной] проволоки. Два дела
сразу, значит [и] делается
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
...Во всяком деле, а тем более в искусстве живописи, не следует
начинать с конца, а с головы. Все начинается с начала, с основания и в
порядке. Не нарисовав, писать не следует, не выделавши подробностей,
лессировать нельзя. Я всегда и всех так учил и учу. Это самый натуральный
прием. Разные манеры — это впереди. Точно так и в общем ходе изучения
живописи закон тот же. Не умеющий рисовать — не будет уметь и писать как
следует... Но если Вы поторапливались всегда несколько и все делали более
то, что было по душе, то есть краски, то из этого не следует заключать,
что все пс-гибло. Совсем нет. Нужно взять твердую волю и, отбросив краски,
рисовать в два тона кистью или карандашом по крайней мере год времени.
Если же Вы будете делать это красками, то есть разными, то толку будет
мало; выйдет ни то ни се. Предметы следует изучать вблизи. Краски потом
сами появятся.
Из черновика письма к В. В. Осипову. Отдел рукописей Третьяковской
галлереи.
О Чтобы мазня была художественна, нужно много рисовать, штудировать.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Всякий, кто не видит форму, и линии верно не нарисует. Так и колорит.
Видеть полутоны, а не видеть форму — писать наудачу.
Из записной книжки. Отдел рукописей
Третьяковской галлереи.
Рисовальщик имеет материал в руке — карандаш, [и], не думая о нем,
достигает цели. [А] колорист должен сперва составить краски.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Интересно — каждый предмет не имеет своей краски, а имеет свойство
принимать и отражать сродные ему лучи. Хотя и не понятно. Стекло на каждом
пункте имеет свойство отражать свет, и солнце и тепло, но чувствуется
только тогда, когда найдешь на отраженный луч.
Черновая запись. Отдел рукописен Русского музея.
Пирогов 29 говорит, что цвет не присущ предмету, а атомы его имеют
свойство пропускать цветовые лучи. Розовую доску выкрашу зеленой краской,
и она будет зеленая30.
Из записных книжек. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
КОЕ-ЧТО О КОЛЕРАХ
Всякий предмет имеет свои цвета... Все предметы получают освещение —
начинают жить для нашего глаза. Ночью о темнота, он [цвет] существует, но
не действует...
Черновая запись Отдел рукописей Русского музея.
На солнце глазами глядеть нельзя, оно не белое, а скорее
сине-серебристое и недалеко от нас. Не в атмосфере ли нашей?
Летом, когда смотришь на зеленые листья дерева, освещенные солнцем,
небо сине-голубое, чудное, глубоко. Когда свет солнца потухнет, то
делается небо водянисто-серым, плоским. Глаза?
По-моему, в солнечной системе (на земле) существует в основе три цвета
— желтый, красный и
синий', зеленого от-
2 Г*
371
дельно нет. На земном шаре растут разные цветы, а основа всего один
зеленый, зеленоватый.
Трава, деревья, стебельки цветов — разнозеленые. Является вопрос.
Разрешить — обдумать. Зеленый цвет стебельков не у всех цветов
однообразный, у различных разный. Зимой при восходе диск солнца блестящий
светлосиний (почти голубой). По сторонам солнца и вверх
золото. Летом при закате
солнце желто-красноватое... в течение дня светлосинее, по бокам что-то
сияющее, серебряное.
Небо над землей синевато-голубое. Следовательно], у земного шара своя
атмосфера, не запыленная, днем — та же, а к вечеру с нагаром. — Солнце
светит в комнату через разноцветные стекла и производит ярко все эти цвета
на полу комнаты.
Солнце летом своим дивным светом озаряет поля, сады и все разноцветные
рода цветов и всему этому дает радостный благодатный праздник.
Трава, деревья, стебельки цветов — все они зеленые, несколько разнятся
между собой, а цветы очень разнообразны и тело их одноцветно с лицом —
видом. Здесь надо искать решения теории цветов Гете 31!
О прохождении света и тепла солнца через атмосферу - надо
обсудить.
Гете говорил •— свет цвета не имеет; русские говорят — по белу свету,
на весь белый свет. Тьма — густая, непроглядная. Какого цвета?
О белилах в живописи.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галл^реи.
Два цвета — желтый и красный и посреди — синий. Ученику нужно развивать
способность видеть переходы в зеленый и в красный. Это необходимо.
В колорите Желтый/Крас[ный] Синий
Учить следует переходом в зеленый 32.
Из гаписнон книжки. Отдел рукописей Третьяковской
В СВОЕЙ ГЕТЕ ТЕОРИИ ЦВЕТОВ
Свет, сказал он, никоим образом не может быть смешением различных
цветов; равным образом [...] не может [иметь]
372
никакого цвета; гораздо более способствует этому известное
видоизменение и смесь света с тенью.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
- У тебя на палитре краски, а не пыль, грязь, и в природе то же.
- Свет тоже цветной 33.
Из воспоминаний учеников.
...Отчего когда посмотришь на темную форму в полутоне, то на фоне эта
же форма печатается светлою. Так, когда смотришь на водопад и потом на
неподвижные кусты, то [они] поднимаются кверху в противоположность] воде,
падающей вниз?
Черновик. Отдел рукописей Русского музея.
От стекла при освещении предмета солнцем, особенно светлого, красиво
ложится тень — нежно и колоритно.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Если взглянуть на купол церкви, выкрашенный синькой -ультрамарином, то
купол будет казаться окутанным зеленовато-желтой пылью. Это в синем небе,
кругом купола, который темнее неба.
Из записных книжек. Отдел рукописей
Третьяковской галлереи.
Павел Петрович любил играть в биллиард и очень часто говорил, что эта
игра помогает живописи и рисунку — «в глубину измеряешь».
Из воспоминаний учеников.
Определяю: Щраоный]. С[иний]. 3[еленый]. Ж[елтый] -средний. Остальные
производные.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
373
литре, а не умом одним. Вся мудрость увидеть цвет, определить, из каких
красок [он] состоит.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Если не можешь понять, какой оттенок преобладает в сером цвете, то
задай себе вопрос — производит ли этот цвет впечатление теплого или
холодного; если он кажется теплым, то значит в нем преобладает розовый
оттенок, если холодный, то зеленый....
Когда ищете цвет, то смотрите не меньше, как на вершок в квадрате, а не
в точку. У кого нет способности к колориту, те должны быстро перебегать
глазом с цвета на цвет.
Достигайте всегда одной цели: цвет — так цвет, рисунок -так рисунок> Не
выходит цвет, глядите глупо, пачкайте, не заботясь о строгости рисунка,
пусть испортится, после поправите.
Из наставлений Чистякова Н. И. Срезневской.
Если хочешь скопировать верно колера, то смотри на натуру и как можно
меньше занимайся палитрой; выбирая, составляй колера просто, без
предубеждения, что бросится или покажется нужным, то и мешай и бросай на
холст.
Живопись, цвета — дело душевное, дело чувства и уменья глядеть просто,
описывать, да притом не рассуждением и умом искать цвета, а красками,
которые на палитре.
Если будете брать рассудком, умом, птица улетит, и вы дадите промах.
Из воспоминаний В. М. Баруздиной.
Теперь вы знаете... что, бросая краски шибко и забывая о рисунке, вы
цвет найдете.
Чистяков — В. Е. Савинскому.
«Смотри глубже, подробнее, но не теряй общего», — или же: «смотри два,
три цвета вместе; не гляди в точку, а рядом, а на то, что составляешь, —
вскользь, как бы мимоходом; смотри быстро, смотри внимательно».
Из воспоминаний В. М. Баруздиной.
ученик не видит цветов, то следует заставить его как можно меньше
обращать внимания на рисунок и начинать класть цвет — желтый несколько
пятен, красный несколько пятен, а затем пятно воздуха с правой стороны и
потом, когда он будет работать, тень налево, то нужно заставлять так
глядеть: правым глазом нужно смотреть на свет желтый, а левым - - на свет
желтый и на тень на желтом, и вся левая сторона будет отражаться с левого
виска в глазу. Нужно заметить, что в тени на красном золотые по-л[осы]
[...], которые ученик всегда видит и [которые] ему мешают; вот уже
этого-то и следует [добиться], чтобы он смотрел на желтый и красный цвет в
свете, а работал бы тень. Тогда выйдет колорит. И так его упражнять долее,
потом переходить к соединению рисунка с лепкой и колоритом.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлерен.
Следует для правильности световых цветов глядеть на тени, а света
отражаются] в глазу так себе, между прочим,
вдруг.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Слабым к колориту нужно при прохождении вторым разом заставлять писать
два тона через третий, то есть в середине оставлять, а с боковых писать.
Например, О и О', а
(X) не трогать.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Смотрите на природу или на натуру наивно, не мудрствуя,— для дела
необходимо [....], и зная все, будучи опытным, нельзя писать с
мудрствованием.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Все, имеющие способности к колориту, смотрят на все пятно вдруг, и
потому в тушевке они мажут всю тень, а под-
376
ровностей не видят, потому [их] нужно заставлять потихоньку приучаться
смотреть внимательнее.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Смотреть в общем и глупо списывать — порождает талантливых художников,
но глупых.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
....Вы писали свой этюд, вероятно, подходя к самой натуре и от этого
мазали много и густо. Ничего, нужно и это испытать. Теперь Вы возьмите и
напишите волосы несколько кудрявые и посмотрите на них и быстро и потом
рассматривайте тихо, особенно рыжеватые. Вы увидите, что блики, т. е.
света, при быстром взгляде покажутся Вам синеватыми. Положите их синими —
мертво. Рассматривайте свет этот подробно и долго, внимательно
вглядываясь, Вы увидите, что полутоны света этого синеватые, а самый свет
желтоватый, следовательно, два оттенка; оттого, что Вы смотрели быстро и
не увидели этих подробностей, у Вас не вышло и игры цветов натуральной.
Так и в теле, смотрите, какие полутоны окружают блики, и увидите кое-что
новое и необходимо нужное. Сделайте этюдик с рассматриванием и напишите
мне, так ли Вы увидели натуру. Потом я Вам после еще напишу следующее о
колорите, а теперь не время. Сочиняйте же, обдумывайте Вашу картину со
всех сторон и везде, прикидывайте на практике и проч. и проч.
Из письма В. Е. Савинскому 8 мая [1884 Петербург].
Если взять и смотреть на чисто голубое небо с белыми облаками в ясный
день сквозь вертящийся вентилятор, то небо будет темносинее, а облака
желтоватые, т. е. каждый цвет отдельно, и выйдет как бы ясно (?)
написанная картина. Если же взглянуть так прямо вдруг, свет покрасит все
своей синевой и глаз примет уже другое впечатление, то есть все будет чище
и светлее. Следовательно], если смотреть часто, то напишешь так, как
кажется всякому. Если же внимательно — •напишешь все более отдельно....
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Ученик видит в тени на драпировке золотые полосы и не может иначе
видеть [и не] использовать их вместе [с нею],
377
как научить его их не видеть? Фигура сидит коленная, желтая драпировка,
шаровары малиновые и в свету, сбоку красная в тени и желтая с золотом.
Нужно заставить сперва нарисовать теневую драпировку и потом правым глазом
смотреть на желтую в свету, а левым и вскользь смотреть на красную [в]
тени и писать ее, тогда он золото хотя и увидит, но оно ему мешать не
будет, да это и справедливо. Тень всегда служит аксессуаром света,
следовательно], и роль играет неважную, а потому не смотреть на нее долго,
а вскользь, — насколько она увидится, настолько велика [ее роль] в работе.
Из записной книжки. Отдел рукописей
Третьяковской галлереи.
Составляя цвет, смотри просто, наивно, как ребенок, не мудрствуя.
Из воспоминаний В. М. Баруздиной.
Если вглядываться в пятно цвета, то для колориста оно будет казаться
ярче сразу; след., сила красок зависит от внимательного рассматривания,
жизнь цветов, гармония — от общего взгляда.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Если Щавел] Щетрович] учил в рисунке существу формы, то в живописи —
существу цвета. Существо цвета не меняется от перемены освещения, а
меняются его кажущиеся оттенки. Начало живописной работы идет от
раскладывания на палитре красок, являющихся основными . в общей цветовой
гамме. Прежде чем приступить к холсту, Щавел] Щетрович] советовал гамму
цветовых отношений найти на палитре или кусочке холста, которой, т. е.
этой гаммы, и должно придерживаться в работе над этюдом. Это первая
задача, а дальше в работе над холстом идет обогащение видимыми оттенками,
что и определяет живописное начало. Не вся палитра решает живописную
сторону работы, а умело подобранные краски. Приступать к работе решительно
и умело, кладя мазки по форме, думать больше о цвете и его разнообразии.
Не надо бояться вначале яркости и пестроты цвета, так как найденные
заранее тобой краски не нарушат гармонии отношений. Составляя цвет,
никогда не следует смотреть на то место, которое ты изображаешь, а рядом.
«Пишешь нос, смотри на пятку», — говорил Щавел] Щетрович]. Всегда
возмущался, видя закрашенный холст только для того, чтобы он не мешал,
называл это мазней, наоборот, советовал беречь его.
378
Как в акварели надо беречь бумагу, также надо относиться к холсту.
Первоначальная пестрота и яркость не должны смущать, при сравнении с
натурой или быстром перенесении взгляда с натуры на работу увидишь, какие
добавочные тона можно ввести, чтобы обобщить эту пестроту. Работу
выполнять по частям, а все время смотреть широким обобщающим взглядом.
Писать только по сырому слою или совершенно высохшему. Трудная задача
сочетать форму и цвет, если будет несколько утерян цвет, а выявлена форма
— не беда, его можно восстановить при окончании, используя лессировку.
Для окончания работы Щавел] Петрович] говорил, что количество красок в
палитре может быть увеличено. Лесси-ровочный слой должен быть очень
тонким, обогащающим работу цветом и в то же время обобщающим ее. Во время
лес-сиро'вки смотреть на натуру и этюд как бы одновременно. Щавел]
Щетрович] говорил, что начинать лессировать надо осторожно, а потом
перейти во всю мочь, решив вопрос, как и чем. А так как это последний этап
работы, то можно, перебегая кистью с фона на тело, с тела на драпировки и
вообще, когда кисть бегает по всей работе, — по мнению Щавла] П[етро-вича],
это являлось самым захватывающим моментом во всем процессе работы.
Из воспоминаний М. Г. Платунова.
Живо помню первый опыт с красками в студии Павла Петровича.
Он поставил для меня череп.... С черепом цвета у меня шли, вероятно,
неважно. Один раз П. П. взял у меня палитру, отошел несколько в сторону,
стал смешивать краски и подал мне ее со словами:
«Вот составь точно такой цвет рядом, но прежде найди хорошенько
подходящие краски, ищи на палитре глазом и, когда найдешь, — смешивай.
Смотри, ка"к цвет действует на глаз: если цвет как бы расширяется,
веселый, живой, как бы шевелящийся, то оттенок розоватый, если же тупой,
холодный, неподвижный, то оттенок зеленоватый».
Особенно это трудно в тонких переливах тонов. «Есть средство, — говорил
Павел Петрович, — нужно поставить рядом красный яркий, или яркий зеленый»
(это относится, конечно, не к колористам)... «Если заставить ученика точно
скопировать какое-либо пятно, изображенное на плоскости, то нужно
копировать рядом, тогда он, если талантлив, скопирует точь-в-точь. Если же
отдалить, то копия будет уже не такая точная, особенно если холст не по
линии стоит».
Пятно, составленное для меня на палитре, было малень-
379
кое, красивого серого цвета. Я внимательно и долго смешивала, и П. П.
не торопил. Когда мне показалось, что верно, я подала ему. Он составил еще
раза два, то розоватое, то зеленоватое почти неуловимое по оттенкам пятна,
я скопировала, он сказал «ладно» и никогда больше не повторял.
Из воспоминаний В. М. Баруздиной.
Если ученика заставить точно скопировать [какое]-либо пятно, напр[имер],
голубое, изображенное на плоскости, скопировать его тут же рядом, то он,
вероятно, если талантлив, скопирует его точь-в-точь. Если же предположить
между оригиналом и копиистом расстояние, то скопирует он уже не точно,
особенно если холст не по линии стоит. Всякий пишет с оттенком, присущим
его фигуре собственно].
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Все люди видят не одинаково чисто, ярко. След[ователь-но], один видит
общее — свет и тень, другой подробности. А тот и другой видят один и тот
же предмет, следовательно], натуру пусть передадут оба, как видят, лишь бы
верно глазу. Следует [из этого], что и для передачи есть точка отдаления,
[которую нельзя] переступать: поры писать ведь нельзя же.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Каждый негодный колер грязный, положенный один на холст для
копирования, — есть задача и не грязен.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
После копирования цвета на палитре надо написать ябло- о
ко. Здесь все иначе. Предмет и глубина. Как смотреть. Новость.
Из воспоминаний учеников.
Помню, что. на первый урок он поставил нам 3 кубика один на другой и
сразу стал требовать очень внимательного рисунка. Натура ставилась надолго
и рисунок вырабатывался систематично, не условным приемом, а тщательным
изучением и, по возможности, точной передачей натуры. Затем была
поставлена женская маска. Павлу Петровичу понравился у меня фон; помню,
как он, указывая на мой рисунок, сказал моей матери: «Мне нравится, как
они рисуют, точно
380
играют». (Он тогда говорил о третьем лице во множественном числе.)
Скоро я перешел на масляные краски, стал писать натюрморт.
Занимались мы 2 раза в неделю. Павел Петрович приходил днем и занимался
со мной масляными красками, а когда темнело, мы все трое — я, сестра Вера
и брат Алексей — рисовали карандашом с гипсовой коровы. Павел Петрович
похвалил мой натюрморт: «Они колорист. Так составили тон стекла, что и мне
не составить, а потом испортили». — После натюрморта я писал с лошади
бар[она] Клодта. Оба эти этюда сохранились у меня до сих пор. Скоро и
сестре Вере позволили перейти на масляные краски, и Павел Петрович
поставил нам Венеру Милосскую. Этюд Веры понравился ему, и он сказал:
«Хорошо, в красках очень хорошо, хотя на гипс и не похоже — шуба»....
Из воспоминаний В. Д. Поленова.
Жаль, что этот человек не высоко развит и топчет высочайший дар
божий-—искусство живописи — в грязи. Искусством живописи надо жить (?),
[....] увлекаться, а не малевать что-то грязное, пошлое и кое-как, на
скорую руку вдобавок. На это есть карандаш, тушь, фотография и проч.
Черновик письма к П. М. Третьякову. Отдел рукописей Русского музея.
Дорогой Павел Петрович! Шлю Вам свой привет.
Дня через два, три после того, как я перестал ездить к Вам, я начал
писать свою ногу — ступню. Принялся я с уверенностью, какой у меня раньше
не было, и надеялся, что я могу скоро привести ее в надлежащий вид и
показать Вам. Но вот уже три недели, а работа моя еще далека от истины.
Каких усилий стоит мне сдерживать себя, бывают моменты, когда я со злости
загрыз бы самого себя. Кажется, это так легко составить тон и перенести на
холст. Не знаю, может, я увлекаясь, забываю про «последний взгляд на
натуру», но мне кажется, что нет. Тело я почти сразу взял верно, но тряпку
я переписал раз десять, и только последний раз я попал в тон, да и то не
совсем. Оставил до: после Пасхи еще проверю, или начну новую работу. Если
этот этюд у меня и неудачен, я все-таки не отчаиваюсь и надеюсь сделать
лучше. Вы мне, Павел Петрович, открыли глаза. Я только теперь понял, что
значит любовно подбирать тона, и я понял, что, как неверно бросать на
холст тон, не будучи уверен в его правиль-
381
ности, т. е. не проверив его с натурой; понимаю (хотя не совсем усвоил)
тот «путь», по которому нужно итти и который ведет к желанным результатам,
получаются такие приятные неожиданности, что ты себе не веришь и думаешь:
«Неужели сделал это я». Это само вышло! Мне кажется, что этого забыть
нельзя и невозможно, и все-таки я, увлекаясь, отхожу в сторону и
получается ерунда... Нет, моя испорченность кажется безнадежна. А как
хочется стряхнуть с себя это зло и переродиться!
М. Г. Платунов -- Чистякову. 4 апреля 1914.
Вы меня спрашиваете, какими красками писать... Разложите на своей
палитре все цвета, какие у Вас имеются, и, глядя на натуру, начинайте
соображать и даже пробовать на палитре, соединяя те краски, которые Вам
подскажет натура. Хотя дело не легкое, пробуйте и ту и эту краску,
составляйте вместе и все с натуры — соображайте. Как женщины, когда
вышивают шерстью. Когда найдете состав красок подходящий, на них и пишите.
Их будет три или четыре. Но это не все еще. Первый взгляд на натуру, 2 —
на палитру, 3 — на натуру, 4 — на палитру и, когда составите цвет, по
вашему мнению точный, не кладите на холст, а поверьте еще раз с натурой и
добавьте, что увидите недостает ему. Затем кладите на холст. Вот этот
добавочный цвет и будет настоящим. Ума не прилагайте и скорее практику и
соображение. На натуру и последний взгляд.
Это и есть все — вся техника! Как будете брать умом, птица улетит и
дадите промах.
Чистяков — И. П. Степашкину34.
Когда копируешь натуру, положив заранее сделать так-то и так, то хочешь
сделать очень, очень хорошо. И начинаешь осторожно, дорожишь каждым мазком
кисти; тогда, рассмотрев хорошенько, видишь, что художник, отдаваясь весь
натуре слепо, копировал себя, а не натуру, был рабом по приему. И плохой
художник ждет удивления, похвалы. Да так и бывает, все толкаются и
стараются удивиться, и их ничто не трогает, только умом восхищаются.
....Напротив, когда просто видишь вещь и, не отдавая себе отчета,
стараешься схватить, забывая и себя и условленную заранее аккуратность,
тогда, предаваясь весь натуре, делаешься господином над нею, потому что
выходит похоже, сле-д[овательно], художник покоряет натуру.
382
Талантливый с одной какой-нибудь стороны [и] талант -ученый, развитой
со всех сторон. Потому что забываешь себя, забываешь все, видишь одну
натуру, а средства при это*1 отстают. Эти-то вещи всегда более нравятся —
в них человеческая душа. Как в первых торговец — купчина, немец тучный.
Эти копиисты всегда самолюбивы и, понятно, работы их есть они сами, работы
вторых есть опыт достойнее того, что вас тронуло. Вас тут нет. Вы и сами
возноситесь как [бы] над чем-то не вашим, но созданным вами. В этом случае
художник ликует вместе с другими. Он — творец.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
' Часто, смотря на талантливую и в то же время барочную вещь, задаешь
себе вопрос: хорошо ли это и следует ли так работать.
Многие стороны хороши, конечно, но все это уродливо, неполно, неточно,
несмотря на то, что блещет красками, смелостью поз, экспрессией и пр. Я
согласен, если в такой картине впечатление какой-либо стороны так сильно,
что невольно притягивает вас, интересует,— согласен, что тогда картина
имеет одностороннее, но все-таки художественное значение. Ну, а что если
да в ней все стороны барочные равняются, что тогда? Тогда, признаюсь,
картина эта не произведет ничем сильного впечатления, не важна, ее просто
• можно назвать дюжинною и вдобавок картиною скверного направления. Хотя
во всякой картине можно найти недостатки, но направление покрывает в этом
случае.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Если предположить, что сначала на холсте нарисована голова и начать
писать, не задавая общего тона, какой-нибудь пункт небольшой, то можно ли,
хотя положим, со сто раз повторяя эту точку, попасть в тон натуре.
Положим, громадный практик это может. Можно ли, добираясь так на долгом
пути, не устать и, конечно, начать писать вяло, не успевая сравнивать. Ну
и выйдет дичь. Следовательно], надо начинать только с размещения [?], а
начать писать вообще, с обложив сперва все места или все главные пункты
головы. Тогда невольно рождается иная манера, потом [все] требует-ся[....]
проверять одновременно одно с другим, а так [...] подобное требование
[...] мешает вяло работать.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
383
....Я предлагал Вам написать этюд музыканта в эффекте. Теперь я опять
предлагаю Вам вот что: посмотрите альбом рисунков, деланных на моих
уроках, припомните, что рисовать — это рассуждать. Потом поищите молодого
худощавого итальянца, бледного и в позе композитора, или что-либо в этом
роде, задумчивого, усадите его так, чтобы выгодно было показать умение
рисовать, глаза на Вас пусть смотрят, возьмите светлую умбру и белила,
нарисуйте по правилам в два тона, но порезче и даже оттушуйте кости, и
потом легко на масле пройдите, начиная с полутонов. Осветите голову
простым светом, помогающим рисунку. Если рука будет, то несколько в
полутоне. Это Вы сделаете в две недели. Высохнет — на скалку, да и ко мне
присылайте. Грустная спокойная экспрессия и рисунок, — вот и все. Лицо
найдите выгодное для перспективного рисования.
Чистяков — В. Е. Савинскому.
Сероватый тон, темноватый, потому выгоден, что дает более средств к
живописи. Все тона темнее, след., возможнее.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Часто бросается нам [в глаза] что-нибудь особенное. Например, синева
глаз. Начина[я] копировать, мы наводим эту синеву так, как получили
впечатление, часто забывая, что синева эта происходит оттого, что все лицо
очень желтое. Из этого след[ует], что нужно копировать так, чтобы эта
синева была синяя относительно желтизны, а не так, чтобы отдельно.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Составьте краску, [но] не несите на рисунок, не поглядевши еще раз на
натуру.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Красок па палитре у него было не много. «Вообще он палитру чистил
аккуратно, особенно последнее время».
В. П. Чистякова — В. М. Федорову-Курганову
яь. 10 марта 1927.
384
— Хороший серый тон — белила, слон[овая] жжен[ая] земля и бейн — шварц.
Вообще мешать надо родственные тона.
— Для уха — циновар Поль, белила, рим. охра тоже, ве-ронез и лак роз. —
доре.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
...Матовый с едва заметным румянцем. Для этого старые мастера
употребляли в основу следующие краски: зеленая земля соленая и
неаполитанская красноватая.
Черновая запись. Отдел ского музея.
рукописей Рус-
Смотрите внимательно в натуру и на палитре ищите цвета. Охра? — Нет.
Сиена натуральная? — Поближе, прибавьте еще что-нибудь и положите на лоб и
рядом сейчас же фон и так начинайте строить голову, тело — фон, фон —
тело.
Из воспоминаний учеников.
Цвета сравнивайте с натурой, когда положите на холст; да и ранее, когда
составляете на палитре, то смотрите на натуру и сравнивайте.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
....Переходя от подобного приема в рисовании к живописи, можно
постановить так: не нарисовавши, не писать ни одного мазка, не составивши
колорита, не класть, каждым мазком стараться рисовать мускул или форму,
что должно быть тончайше и подробно изучаемо в натурном классе, и не
мазать пластами или кругами, ничего не выражающими.
Из черновых записей. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Прокладывать нужно тихо, не торопясь, мазок сразу большой, идет более
по форме. Колорит широкий (обособленный).
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Полумеры, то есть мазня и тем и этим, не подумав, не определив цвета, а
также в рисунке и лепке неопределен- -«ость суть самые неприятные, не
даровитая сторона искусства.
25 Чистяков
Портрет—женский,— на чистом холсте нарисованный теплой и прозрачной
родственной краской, все вытушев'а'но], хорошо— резко (пожалуй,
акварелью), и по этой работе, подумав и определив краски, тонко и живо, но
не густо написать, было бы очень хорошо.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Голова — не глина, нос из щек делать нельзя.
Вот эти цветом найденные плоскости формы очень точно и строго создавали
«сделанную» живую голову. Но Павел Петрович часто говорил, что таких
строгих голов только две-три можно найти в Эрмитаже, а тело может быть
одно только.
Из воспоминаний учеников.
1. Это общее — смотреть широко и быстро. 2. Подробности, смотрите
энергично, внимательно, подробно и пишите как можно окончательнее, но не
зализывайте, то есть оставляйте местами резко планы. 3. Оканчивайте с
одной точки, начин- я тихо, осмотрительно и кончая как бог на душу
приведет.
Черновая запись. Отдел ского музея.
рукописей Рус-
Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а е середине работать
тупо.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
'
Делая этюды с натуры, останавливайтесь и смотрите вдруг на всю натуру и
на Вашу работу; разницу наблюдайте и доводите до полнейшего сходства не
одной силой, а гармонией. Не проверенная работа всегда не вполне точна.
Из письма В. Е. Савинскому. 6 июля
[1884].
Никогда нельзя окончить что-либо, не увидев всего куска или не сравнив
всего его с натурой сознательно.
Черновик. Отдел рукописей Русского музея.
Глаза, зрачки напишите во всю мочь, чтобы были, как живые, остальное
посвободнее. Ноздри и губы тоже повнимательнее.
Чистяков — В. Е. Савинскому.
386
Теперь вы знаете, что цвет должен быть и прозрачен и силен, как в
натуре.
Черновик письма. Отдел рукописей Русского музея.
Живопись комками есть самая неприятная. Гладкая, смелая, разнообразная,
с примесью масла, есть самая настоящая.
Черновик письма. Отдел рукописей Русского музея.
Жизнь... никогда не стоит и вечно движется. Человек стоит, сидит,
живет, минута за минутой уходит и не возвращается.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Я пишу портрет, отделываю до мелочей, все распределяю, заковываю в
форму и так на этом кончаю. — Не живописно, не интересно...
Не потому ли живописная манера, где контуры и полутоны машист[ы] и не
совсем точны... отвечает движению преходящему всегда. Следовательно, чтобы
живое изображение было интересно, надо сперва его исполнить, заковать в
форму и потом растрепать — и будет верно.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Не нужно стараться написать все точь-в-точь, а всегда около того и чтоб
впечатление было то самое, как в природе.
Из наставлений Чистякова Н. И. Срезневской.
Одним словом, всегда в рисунке, тушевке и колорите нужно иметь мысленно
как бы стекло перед собою плоское; оно дает отношение, а без него,
пожалуй, все будет врозь.
Черновая запись. Отдел рукописен Русского музея.
Неприятно, когда... портрет лезет из рамы до противности живо; форма
рельефна, а не живет: лучше, когда он как бы уходит в раму, тонет в
воздухе.
рукописей Рус-
Советую случившуюся или встретившуюся ошибку в рисунке не поправлять
полутонами, полумерами, а пройти одним цветом с разбелкой, прямо
решительно прорисовать, а потом в нарисованные формы составить и вложить
цвета, делать же и то и другое вместе немыслимо. Некоторые старые большие
мастера сперва рисовали в два цвета, а потом не густо писали. Нынешние
мастера сперва все кладут пятнами краски и потом выделывают. И то и другое
возможно; но первая манера лучше, совершеннее, — но зато и труднее —
оканчивать очень трудно. Вторая погрубее и зато полегче....
Черновик письма В. Д. Поленову. Отдел рукописей Русского музея.
Если у тебя не выходит живопись, то есть и краски, и лепка, и рисунок,
то это и у больших мастеров не всегд? бывало удачно. Это лежит в натуре
человека: у каждого свое; но все-таки необходимо уравновесить все эти три
стороны техники. Надо сперва нарисовать общие формы, пожалуй,' акварелью,
одной краской... (следовательно], надо уметь рисовать). Мелочи — полутоны
не надо; рисовать надо грубо. Потом техника разделяется на две или даже на
три манеры. 1-я [...] — все опоясывать общим тоном. 2-я — Тициановская -в
нарисованные формы кладут пятна красок, кто как чувствует до
бесконечности, не стушевывают; потом заливают одним цветом — тельным. 3-я
— кладут цвета и лепят и рисуют; а потом, не сходя с места, добавляют, как
видят. Эта манера уравновешивает все, но зато и самая трудная. Попробуй
написать щеку или шею одними мазками; пусть пострадает лепка, а глаза, нос
и рот [тоже] мазками, и закончи. Будет не машисто, но толково. Не забудь,
что, по моему мнению, до сих пор никто не написал глаза, как он
существует. Никто, понимаешь. Много можно писать, милая моя, по этому
делу, да не могу. И это написал с почерку и, вероятно, не совсем понятно.
Не держи холст на свету, а то выйдет черно, — держи в полутоне.
Чистяков — В. П. Чистяковой. 31 января 1906.
Я слышал, как говорил один из учеников Павла Петровича о его указаниях,
что, например, тело надо писать по рисунку. Т. е., работая над грудной
клеткой, не забывать о коленях, не забывать о форме, итти в живописи от
неподвижных «опорных точек», как говорил Чистяков. Но всегда следовало
помнить, что тело пишется от розового к зеленому, а тряпки — от холодного
к теплому, что надо цветом выявлять
388
каждую форму, чтобы «глина» не выходила. Все это требовалось очень
строго и вырабатывалось четким и последовательным приемом.
Из воспоминаний учеников.
Если рисунок строгий и точный, то живопись навести можно быстро. Если
начать наводить живопись на неправильный рисунок, то можно век пробиться и
все ничего не выйдет, все будете переделывать. Как начато, так и кончено.
...Прокладывайте смело и широко. Пусть тень вышла шире, чем есть — на
нее нужно накладывать полутоны. Выйдет живописнее и живее и гораздо
скорее, чем если прикладывать полутон к полутону.
Из наставлений Н. И. Срезневской.
Если писать тихо, тонко и подробно, то непременно нужно иметь три
кисти, потому что когда бойко пишешь, то краски густо берутся,
следовательно], полутон, попадая в место, на кисть, со световым цветом
смешивается и т. д. Когда же пишешь тихо это, произойдет от этого в общем
однообразие и мутность колорита. Если ученик видит в тени узоры, то
заставлять его смотреть правым глазом на свет, а левым, или виском на
тень, и писать эту тень; тогда выйдет живописно.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
^...Дай только бог Вам силы да любви к этой вновь начатой картине.
Сочтите ее за капитальное Ваше произведение и работайте вовсю. Когда
писать будете, особенно вначале и в середине, — не отдергивайте кисть, а
кладите цвет и форму мощно, твердо от точки до точки. Лессировать можно
всячески.
Чистяков — В. Е. Савинскому. [Ноябрь
1886. Петербург].
Он часто стоял за спиной и смотрел и приговаривал: — не попал, ну-ну...
Опять не попал, а вот сейчас попал.
Из воспоминаний учеников.
Лиловые цвета не выгодны для тела — грубы, их следует делать нежнее. Вы
увлекаетесь силой красок. «Не в сише бог, а в правде»... Не худо бы
рисовать на холсте мелом, а потом акварелью — охрой темной 36.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Каждая линия должна быть осознана, все подробности как в форме, так и
каждый полутон должны быть подчинены общему виду!
В красках — каждый полутон подчиняется общему виду тела, т. е. сути
предмета.
Из воспоминаний В. М. Баруздиной.
Ловить один вид, не сознавая сути тела, и опасно и неправильно.
Чистяков — В. Е. Савинскому.
Если вместо полутона рисовать свет на кооти и т. д., то выходит и смело
и сочно, следовательно], если вместо полутонов видеть лоб, то цель
достигается.
Черночая запись. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Всякий глядит на натуру по-своему; иной долго вглядывается и все в одну
точку — это взгляд тяжелый, неподвижный (?), другой быстро — это взг[ляд]
легкий и, если он до конца, — во всю мочь успевает соображать, то бывает
живописец вообще. Чтобы выходило живописно, следует не писать так, как
хочешь, а так, как натура велит, — то есть где там резко, и у тебя резко;
где там тонкая форма, но теряется и ты потеряй, одним словом, пусть натура
ведет, а не сам живописец. Это хорошо особенно при окончании этюда. В это
время взгляд останавливается в один раз не больше, как на 2 секунды, лишь
работаешь вообще. В это время художник сидит далеко от холста, голову чуть
закинет назад, не шевелит ее, а только глаза перебегают с натуры на этюд,
с этюда на натуру и т. д. Одним словом, весь этюд и натура часто
становятся на одну точку и прэтому могут быть видимы или сравниваемы
удобно в общем.
1) Прокладывать нужно тихо, не торопясь, мазок сразу и большой, идет
более по форме. Колорит широкий.
2) Мазок меньше, короче и уже более руководствоваться указаниями
натуры; делая мелочи, смотрите общее пятно, по крайней мере, вершок в
квадрате.
Краски должны выходить сами при этом. Глаз видит, смотрит, рука
повинуется и везде по форме, по рисунку. Никогда не писать вторым разом
кряду, и там, где послабее, исправлять.
3) Протирание или лессировки. Это совершенно слепое копирование натуры.
390
Вот это относится к этюдам с натуры, в картине — там другое иногда
требуется.
Твердость удара кисти не уменьшать, а уменьшать только мазок.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Жизнь беречь надо не для Совета, а немножко для высшего и
благороднейшего, для жизни и для искусства. Если писать более тихой, более
серьезной манерой, то следует иметь пять или четыре кисти, и серые тоны
писать одной, зеленоватые — другой, света — третьей и т. д., а потом, как
разойдется рука, то хоть пальцем. Вся мудрость — угадать краски, из
которых состоит предмет, их и держать в основе, остальные входят как
примесь... да, наконец можно разными манерами писать, только, во всяком
случае, густой слой красок в живописи — нехорошо. Подмалевывать можно и
густо, тогда нужно ранее, чем проходить, скоблить их.
Чистяков — В. Е. Савинскому.
Белилами писать по написанному очень хорошо. Одними белилами и сухо.
Лессирование необходимо, работать нужно до конца, пока не выйдет желаемое.
Лессирование фона очень прозрачно....
Драпировку для картины писать — не полутоны, выбирать и верно
нарисовать, видеть общее.
Веронез, лак желтый, мумия, умбра, серая, лаки, темная,
желто-коричневая.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Кисть левой руки спасителя вылепить отчетливее, правую руку от кисти до
локтя немного утолстить и осветить, на самой кисти уничтожить некоторую
угловатость и тень на переносье и на щеке смягчить. У Иоанна — на руке
тень ослабить и наружную линию руки порисовать. Левое плечо рядом сидящей
в красной драпировке фигуры набавить. У нагнувшейся фигуры в зеленой
драпировке пальцы немного утолстить и осветить. Складку над поясом у
второпланной фигуры в светлом одеянии сделать помассивнее. У Иуды кисть
левой руки немного увеличить и пальцы порисовать. Правую руку также
порисовать, ворот -у рубашки просмотреть; ногу повыше мыщелков яснее
определить и- мизинец выяснить и т. д.
О картине Г. И. Семирадского «Тайная вечеоя». Отдел рукописей
Третьяковской галлереи.
391
Никогда не следует между молодыми учениками говорить широко ,
напр[имер], написано, пишите шире. Это выражение — яма, в которую все
упадет, провалится. Что такое широко в живописи? Широко — это квадрат,
очерченный коричневой краской, и ловко, широко смазанный каким-нибудь
цветом. Это цвета плоские, по трафарету. Это силуэт статуи с бликами во
всю ногу, с наносной тенью от данной плоскости. В скульптуре— это баба,
вырубленная из осины Гавришом Дотошным.
Широкая живопись — это даже не декоративная живопись. Есть декораторы,
которые анатомию знают, были декораторы, которые деревья рисовали самым
старательным академическим приемом (Бочаров 37).
Эти люди писали мощно, властно, мастерски, да они и были мастера, они не
квадрат краской раскрашивали.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
....Нынче-то и лаптя не могут написать. Ведь чтобы широко писать, надо
анатомию знать, рисовать уметь широко.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
На днях приехал из города Парижа В. В. Осипов. Много привез своих
этюдов. Из них видно, что в телах он подвинулся, т. е. стал практичнее.
Особенными фокусами не заразился, а это главное. Теперь я ему посоветовал
начать женскую фигуру, подобную тициановской Венере с зеркалом, и советую
во время производства оной бегать иногда в Эрмитаж к этому маляру Тициану
и смотреть, чего у нас нехватает... А между тем ведь рядом с натурой пишем
и, кажется, пишем верно и похоже... Поди ты вот, и ладно, да не ладно, и
так, да не так. О У
нас натурально, а у него лучше. Остается один вывод: Тициан был старше
нас, больше работал и, следовательно, умел лучше глядеть на.натуру. И умел
действительно. Клавдий Петрович Степанов спрашивал у меня о Тициане, но я
ему не отвечал на это — рано, не вовремя....
Чистяков — В. Е. Савинскому. 8 мая [1884. Петербург].
....В красках Вы успели, но рисунок, который Вы здесь разучили, во сто
раз выше всех колористов Ваших тамошних. Вы рисовали головы -и сознательно
ловили жизнь. Так и колорит: ловить один вид, полутоны, не сознавая сути
дела, и опасно и не совсем правильно. У меня есть ученики на стороне и
392
ученицы, которые и тихо, а цвет составляют и очень верно. Теперь Вы
знаете, что цвет должен быть и прозрачен и силен, как в натуре, и знаете,
что, бросая краски шибко и забывая о рисунке, Вы цвет найдете... Ну и
довольно. Ходите по галле-реям, смотрите вблизи Тициана, Веронеза
(особенно Веронеза «Иоанна-Предтечу» в галлерее Боргезе). Посмотрите, как
он писал. Смотрите на дальний план. Он приготавливал все в два тона,
смотрите на головы и драпировки на правой стороне — он ленил смело, но не
комками, смотрите ногу Иоанна от колена — берцы. Он лессировал жидко на
масле, и выходило живое тело. Плюньте в картины нынешние, смотрите на
натуру просто, и уж если присматриваться, то глядите старые авторитеты.
Сюжет Ваш требует живописи тонкой, строгой, здравой, а главное — требует
экспрессии и рисунка. И я, многогрешный, решил теперь корчить из себя
мастера, решил подмалевывать в два цвета тоже, не нежно, а порезче, а
потом быстро и не густо, прибегая ко всяким средствам писать. Для картины
так и удобнее. Учиться — другое дело.
Чистяков — В. Е. Савинскому. [Октябрь 1885. Петербург].
Отчего каждый дает свой оттенок в колорите.
.—.
Объяснить, почему одним глазом шар кажется
Г \
а другим глазом
, обоими таким, то есть правильным
Почему пишут колорит всегда со своим оттенком?
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Ну, что речку написал, надо было посидеть да поглядеть, почему она
река, а не дорога, чем она отличается, сделать вывод и написать.
Природа она есть и без нас, а мы пришли, посмотрели, она на нас
действует, и вот это передать важно, это и есть живопись.
Эко дело 100 этюдов привезти, а ты один с толком сделай, это куда
труднее.
Из воспоминаний учеников.
О свободе в искусстве живописи [название главы книги].
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлереи.
Вот почему всегда отдается предпочтение работе, где ловко 0 и смело
написано. Где аккуратно художник передает натуру, там он связан и не
мастер, а раб, и от этого выходит только натурально, но не художественно.
Если же он угадывает о прием, каким писать предмет, то тогда он становится
свободнее, более творец, более живописен, менее связан и не сух,
следовательно. Первый уважается при рассматривании. Второй восхищает и вас
и дает чувствовать, что искусство есть наслаждение изящн[ым].
Тат< как
сила в натуре, напри[мер] свет солнечный, действует не одним
колоритом и в местах, с телом близких, и теплотою и так как средства в
живописи для этого меньше, то и налегать сильнее нужно на сущность или
сочность колорита, она достижима и приятнее, потому что живописна.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
Думаю о Вашем портрете и полагаю, что лицо следует скопировать, не
мудрствуя лукаво, точь-в-точь. В первой Вашей картине, понимаете,
точь-в-точь, остальное пишите и сочиняйте, если понадобится, вновь, худого
не будет. Но задавшись выразить горькую идею... подчиняйте тона и цвета в
обстановке все этой же идее. Задавленный идеей, я [начиная] рабски, любя
копировать натурщика и выражение задуманное, получалось
удовлетворительное. Я несколько увлекся, копируя [....], передавая
дестки-наивно вид натурщика, [и] я достиг того, что было на душе. Хитрая
штука. Впрочем, мы, русские, как художники-живописцы, по крайней мере,
способны более других жителей земли [к] выражению лиц — Иванов, Васнецов,
Репин, Суриков, да и многие другие, В. Маковский и проч.
Конечно, отделка—техника... у нас отстает [...], в этом-то и вопрос
состоит. Об этом-то я все время и толкую всем.
Из черновика письма к И. К. Дряпаченко. [1909—1910.] Отдел рукописей
Третьяковской галлереи.
Очень интересными 'были некоторые задания, по словам старых его
учеников, «на творчество», это когда он ставил «на типаж», подбирая
соответствующую модель или заставляя учеников ее находить. Серов потом
делал нечто подобное в
394
Московском училище. Поза, жест, а затем, начиная с композиции до мазков
— все определялось темой. Причем Чистяков требовал хозяйского обращения с
моделью, некоторого преувеличения, подчеркивания того, что нужно, что
важно, ведь художник — «хозяин натуры». Ученики Чистякова приводили ч его
слова: «человека со смехом пиши иначе, чем в слезах>. Смех должен быть, а
не просто человек с раскрытым ртом.
Из воспоминаний учеников.
Цвета в картине должны помогать содержанию, а не кричать
глупо-хвастливо; хотя «все» начинайте с цельных тонов, во всю мочь.
Из наставлений В. Е. Савинскому.
Пишущий все с натуры, но целиком — поет по нотам. Пишущий пополам с
натуры и разучивший все — поет без нот; следовательно, души более — он
свободнее.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галлер
|
|